Вопрос-ответ по автоматизации управленческого учета
анатолий никулин рассказывает про сокращение товарных запасов

Нужно ли бороться за снижение товарных остатков

Привет, это Анатолий Никулин! В рубрике вопрос-ответ появился вопрос про систему пополнения запасов, а точенее про снижение товарных отстаков. Пропробую ответить, сам вопрос ниже.
Интерлогика, привет! Мой начальник просит следить за товарными остатками, а я никак не могу понять, зачем бороться за снижение товарных остатков. Наткнулся на вашу заметку про грамотное пополнение товарных запасов, поэтому и задаю вопрос вам. 


Я считаю, что бороться нужно не за снижение товарных запасов, или сокращение товарных запасов, а за их оптимизацию. Работать с товарными запасами, значит выстроить систему так, чтобы любой товар лежал на складе с меньшими потерями и не залёживался. В некоторых случаях нужно снижение, в других — увеличение. Проводишь ABC- и XYZ-анализ, выясняешь популярные и непопулярные товары, выстраиваешь логистику и закупку.

Как сокращают товарные запасы маркетологи

Запрос «снижение товарных запасов», скорее всего, значит, что кто-то видит, что остатки на складе растут, то есть закупка нового происходит быстрее, чем расходуется старый, из-за этого есть риск, что часть товара попадёт в списание.
С точки зрения товарного учёта нужно изменить процесс формирования заказа. Скажем, если закупщик просто делает копию «как в предыдущий раз» — этот процесс нужно изменить так, чтобы товароучётка показывала «возможно, не стоит заказывать, так как у нас ещё Х товара на складе, этого хватит на Y дней продаж!».
Если нужно снизить текущие остатки, применяют маркетинговые приёмы: скидки, 2 товара по цене 1, объединяют ходовой товар с неходовым и так далее. Я не маркетолог, поэтому не буду останавливаться на этих приёмах.

Что делают для оптимизации товарных запасов специалисты управленческого учёта

Оптимизация ассортимента. Проводим анализ ABC и выясняем, какой товар хорошо берут, а какой хуже. Находим товар первой необходимости, товар который хорошо распродаётся в больших количествах и выводим это в отчётах. Так у закупщика будут подсказки. Например, при автоматизации магазина и сервисного центра, мы обнаружили, что за полгода китайские совковые лопаты стали закупать реже, чем лопаты российского производства. До этого много лет было наоборот. Стали разбираться, а оказалось, что большая закупка китайских лопат пришла на скачок курса, китайские лопаты стали дороже. Очевидно, потребители брали «такую же, но дешевле!». Так у закупщика есть подсказка: «чтобы снизить товарные запасы китайских лопат, придётся временно не закупать российские». 
Меняем модель пополнения запасов. Если мы обнаружили, что у нас что-то не так с товарными запасами, то, очевидно, у нас не так пополняются запасы. Тут нужно проанализировать «как и почему» пополняли запасы раньше. А там уже можно подбирать что-то из статьи «грамотное пополнение запасов». Например, при автоматизации швейного производства мы работали с закупщиком, который покупал, опираясь на своё экспертное мнение о качестве товара и о популярности товара. Экспертное мнение и чутьё — это хорошо, но здорово, если его подкреплять цифрами.  

Автоматизация процесса заказа. В общем, после того, как в процессах навели порядок — можно прикрутить к товароучётке «автоматизацию». Например, сделать расчеты автоматическими или автоматически показывать «критические запасы» или «изменения в продажах».
KPI и OKR для закупщика. В курсе «Финансовые и Торговые отчёты» мы упоминаем о важности KPI, панелей индикаторов и других систем мотивации для эффективной работы товарного бизнеса. В частности, менеджеру по закупкам можно предложить KPI отражающие состояние запасов: уровень запасов; покрытие запасов в днях, неделях, месяцах; оборачиваемость; степень удовлетворения спроса. 

Запомнить

Бороться нужно не за «снижение товарных запасов», а за их оптимизацию, чтобы на складе было столько товара, чтобы его быстро можно было продать, а не списывать и не терять деньги в товарном неликвиде.



👉 Поможем оптимизировать товарные остатки, для этого зовите нас на консультацию, можно через телефон +7 (495) 764 83 81 или телеграм @Interlogik




Читать по теме
— Грамотное пополнение товарных запасов 
 Откуда берутся отрицательные остатки
— Увеличиваем продажи с помощью товарной аналитики 
— Что нужно знать про автоматизацию склада 
— Зачем нужна грамотная система пополнения запасов 
— Товарный учет в CRM 
— Учёт товаров и финансов в интернет-магазине 
— Консультации по автоматизации управленческого учёта 
— Проводим частичную инвентаризацию в магазине без ошибок 
Курс «Финансовые и торговые отчёты»

Узнать, как Интерлогика автоматизирует проекты