Чтобы реализовать стратегию пополнения запасов и не терять деньги из-за излишков, недостатков, и неликвида — нужно определить ключевые товары.
Проведите ABC, а потом XYZ-анализ, чтобы выявить самые ходовые и предсказуемые по спросу товары.
АВС-анализ делит товары по уровню ценности для бизнеса на три класса:
- А — наиболее ценные: 20% ассортимента, 80% продаж
- В — промежуточные: 30% ассортимента, 15% продаж
- С — наименее ценные: 50% ассортимента, 5% продаж
XYZ-анализ делит товары по характеру спроса, тоже на три класса:
- X — товары с постоянной величиной спроса. Спрос на них можно прогнозировать с точностью 90%.
- Y — товары, спрос на которые можно прогнозировать с точностью 70%.
- Z — товары с неопределённым спросом. Спрос на них можно прогнозировать с точностью меньше 70%.
Ключевые товары — те что попадают в категории A и X. Их чаще всего покупают и спрос на них легко предсказать. Работайте с этими товарами и сразу почувствуете результат.
Теперь посмотрим, какие три стратегии пополнения запасов существуют.