Требуются простые изменения процессов в компании, а конкретно:
- повысить эффективность деятельности, рентабельность бизнеса;
- автоматизировать пару процессов.
Когда я познакомился с коллективом, оказалось, что все они отличные ребята, я бы даже сказал — отличная команда. Все делают все и каждый помогает соседу. Однако, посидев в офисе пару часов и понаблюдав, я заметил — никто точно не знает что ему делать, а когда происходит любое стандартное событие — все разом начинают его решать:)
Следствием такой организации труда является полное отсутствие ответственности каждого за свое конкретное дело. Во-первых дело у него не конкретное, а во вторых всегда можно сказать, что «вот то самое дело делал как раз не я, а я только помогал!». Я называю это броуновским движением или бессмысленной быстрой беготнёй без цели.
Пришлось поработать с собственником и управляющим, чтобы понять, как все-таки должно работать. В таких ситуациях мы начинаем автоматизацию с описания бизнес-процесса, но так как он формально отсутствует, пришлось конструировать его по ходу. С помощью наблюдений за текущей деятельностью сотрудников и управляющего, с помощью собственника, наработанной практики и небольшой фантазии удалось формализовать основные процессы, соответствующие модели бизнеса.
Дальнейший разговор с управляющим не принес желаемого удовлетворения. Человек, хоть и понимающий в предметной области магазина, — совершенно далекий от управленческой теории или хотя бы практики руководства малыми группами. Начались первые споры и прения. «Мы же отличная команда!», «у нас никто не ошибается!», «и так понятно, кто виноват — коллектив же маленький», «людям за это не платят».
Управляющий занял роль руководителя профсоюза, радикально отличную от той, которая подобает менеджеру в такой ситуации. Самое неприятное, что за год работы компании, не удалось перенять опыт (формализовать его в письменном виде и уложить в инструкции) от опытных сотрудников, уходящих и приходящих в компанию. Профсоюз управляющего закончился бранным разбирательством собственника о профнепригодности и угрозой увольнения. Дело пошло веселее.
Собственно, по теме статьи. Работа по наведению порядка, работа по внедрению регулярного менеджмента и работа с персоналом, положа руку на сердце, не моя тема, хотя за 15 лет управления пришлось изучить и ее. В данном случае, войдя на предприятие с задачей повышения эффективности учета и работы, мне сразу стало понятно, что персонал (как я говорил раньше: веселые ребята и отличная команда) просто не готов работать эффективно! Как только пошла первая речь о персональной ответственности сотрудника за процесс, регламентирование процесса, компанию покинуло 20% кадров, остальные сбились в стаю и устроили демонстрации протеста и майданы для собственника. Если бы в тот момент у них были каски — они бы сели у офиса и стучали ими:)