Разбираемся, что такое и зачем нужна калькуляция себестоимости при автоматизации управленческого учёта и бизнес-процессов. Спойлер! Калькуляция — это просто «поиск» себестоимости или иначе «расчёт». Посчитать себестоимость сможет кто угодно, а вот сделать этот расчет быстро, безошибочным и автоматическим — то за этим вам надо к нам!
👋 Привет, это Алексей Баранов. В Интерлогике я отвечаю за стратегию автоматизации. А ещё я провожу консультации, иногда пишу статьи, в которых отвечаю вопросы читателей, вы, кстати, тоже можете задать вопрос в форме, которая в низу страницы, ну или +7 (495) 764 83 81 , или через телеграм @Interlogik
Калькуляция в управленческом учёте — это определение затрат в денежной форме на единицу продукции или услуги. Проведя калькуляцию, можно найти плановую и фактическую себестоимость — эти понятия используется в бухгалтерском учёте. Но нам это не интересно, мы занимаемся управленческим учётом, поэтому наш рассказ будет о другом. Как использовать эти знания, для настройки программ и автоматизации.
Калькуляция себестоимости помогает найти и сократить материальные и трудовые ресурсы. В частности, это поможет руководителю грамотно управлять бизнесом.
Что такое калькуляция себестоимости
Калькуляция себестоимости – это процесс поиска и подсчёта трат на учётную единицу продукции или услуги. В результате мы точно можем сказать «сколько и где в деньгах уходит на учётную единицу», скажем на пачку макарон, или на метр лестницы. Безусловно, автоматизация калькуляции поможет узнавать это в разы быстрее и точнее! Чтобы определить затраты на производство пачки, нужно определить стоимость:- Транспортировки,
- Себестоимость продукции,
- Доставки сырья,
- Налоги, пошлины, НДС и т.д.,
- Сырья.
Чем калькуляция отличается от себестоимости
Калькуляция — это процесс определения затрат, на производство единицы продукции.Себестоимость — денежная стоимость различных ресурсов, применяемых для производства единицы продукции. В неё входит: сырьё, энергия, оплата труда и тому подобные статьи, в зависимости от технологических особенностей производства или оказания услуги.
Проще говоря, калькуляция — это процесс поиска себестоимости.
Виды и методы калькуляций себестоимости
Виды калькуляций различают плановую и фактическую. Плановая, кстати, делится на нормативную и проектную.Плановая калькуляция — считаем себестоимость до производства или оказания услуги. То есть предприниматель должен заранее определить, какие будут статьи расходов, и определить их в денежном эквиваленте. Так можно делать на СТО, чтобы клиент знал примерную стоимость ремонта или в транспортно-логистической компании, чтобы собственник понимал стоимость перевозки груза, и мог предложить клиенту такие условия, при которой все будут в выигрыше.
Нормативная калькуляция используется на тех предприятиях, где есть стандарты и нормы. В частности, строительство, различные сервисные центры. Поэтому СТО выгодно разработать нормочасы ремонта автомобилей. Например, по ним можно рассчитать стоимость ремонта у автомобиля.
Проектная калькуляция используется там, где заказ «нестандартен». Например, если в СТО приезжает модифицированный автомобиль «после прокачки», и стандартные нормочасы не подходят.
Сметная себестоимость — частный случай плановой нормативной калькуляции, кстати, определяется по разовым заказам и изделиям.
Отчётная калькуляция и она же фактическая себестоимость. Проводится после завершения работ, как следствие, у нас все расходы уже подсчитаны. При автоматизации себестоимости, мы в Интерлогике, внедряем учёт так, чтобы эти расходы записывались контекстно.
Методы калькуляции себестоимости — как именно рассчитывается себестоимость. Существуют методы калькуляции:
- простой,
- нормативный,
- позаказный,
- попередельный,
- попроцессный.
Позаказный метод — применяется на производствах индивидуальных заказов или мелкосерийных, например: производство типовых дверей, мебели, швейное производство и прочее. Учитывается заказ с индивидуальным номером, кстати, часто используют спецификации.
На каждый заказ открывают карту, в ней учитывают расходы в денежном виде. Как следствие, это позволяет выделить издержки производства по каждому заказу.
Попередельный метод — используется на производствах, где сырьё в процессе производства проходит ряд переделов, то есть из сырья появляется полуфабрикат, а потом уже готовое изделие или изделия. Сначала определяют себестоимость всей продукции, а затем отдельной единицы.
Попроцессный метод — затраты учитываются отдельными стадиями производства или в целом по производственному процессу.
Как проводится калькуляция себестоимости продукции
Каждая организация самостоятельно определяет методику расчёта себестоимости. В зависимости от особенностей изготовления продукции, использования оборудования будет своя калькуляция себестоимости. Зависит от того, какой вид калькуляции нас интересует: плановый или фактический, или оба сразу. Кроме того, калькуляция себестоимости зависит от того, считаем мы производственную себестоимость или полную.Производственная – сумма производственных затрат конкретного отдела или цеха, который участвовал в производстве, а также затраты на управление-администрацию и дополнительные расходы.
Полная – сумма производственной себестоимости и расходов на продажу продукции.
Калькуляционные статьи
Калькуляция себестоимости рассчитывается на «единицу» продукции, например: метр, килограмм, децилитр, тысяча штук и так далее. Калькуляционные статьи зависят от производственных особенностей:- сырьё,
- комплектующие,
- зарплата,
- начисления на зарплату,
- общепроизводственные и общехозяйственные расходы за вычетом возвратных,
- коммерческие.
Пример калькуляции себестоимости
У ИП Петров И.В. есть небольшое производство дверей, лестниц, оконных рам из дерева. Например, для калькуляции лестницы ему придётся учесть:- Сырьё. Учитываем затраты на лестницу. Скорее всего, удобнее считать на каждую лестницу, но если лестницы типовые, то придётся считать на ступеньку или метр. Считаем не только дерево, но и лак, краску, саморезы и прочие вещи.
- Электроэнергия. Считаем её для освещения рабочих поверхностей, работы оборудования, монтажа.
- Зарплаты. Определить для каждого сотрудника за заказ, а потом делим на количество лестниц. Сюда же входят доплаты.
- Ремонт и амортизация.
- Целевые траты: зарплата руководителя, аренда. Эти расходы делим на лестницы.
- Коммерческие траты. Реклама, доставка и прочие расходы, также делим на количество лестниц.
👉 Мы можем автоматизировать вам калькуляцию себестоимости, для этого оставьте заявку на странице консультацией, или сразу свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 764 83 81 или через телеграм @Interlogik
Собрали ссылки для дополнительного чтения:
— Внедрение программы лояльности
— Автоматизация учёта в автосервисе
— Кейс «Автоматизация транспортно-логистической» компании»
— Разрабатываем и внедряем нормочасы в автосервисе
— Кейс «Автоматизация сервисного центра»
— Консультации по автоматизации управленческого учёта