Журнал
калькуляция себестоимости и алексей баранов

Калькуляция себестоимости

Разбираемся, что такое и зачем нужна калькуляция себестоимости при автоматизации управленческого учёта и бизнес-процессов. Спойлер! Калькуляция — это поиск себестоимости. И если вам нужно автоматизировать себестоимость, то это, конечно, к нам!

👋 Привет, это Алексей Баранов. В Интерлогике я отвечаю за стратегию автоматизации. 

Калькуляция в управленческом учёте — это определение затрат в денежной форме на единицу продукции или услуги. Проведя калькуляцию, можно найти плановую и фактическую себестоимость — это используется в бухгалтерском учёте. Но нам бухгалтерский неинтересен, поэтому будем использовать его при автоматизации программы лояльности поиске путей оптимизации издержек.

Калькуляция себестоимости помогает найти и сократить материальные и трудовые ресурсы. В частности, это поможет руководителю грамотно управлять бизнесом. 


Что такое калькуляция себестоимости 

Калькуляция себестоимости – это процесс поиска и подсчёта трат на учётную единицу продукции или услуги. В результате мы точно можем сказать «сколько и где в деньгах уходит на учётную единицу», скажем на пачку макарон, или на метр лестницы. Безусловно, автоматизация калькуляции поможет узнавать это в разы быстрее и точнее! Чтобы определить затраты на производство пачки, нужно определить стоимость: 
  • Транспортировки,
  • Себестоимость продукции,
  • Доставки сырья,
  • Налоги, пошлины, НДС и т.д.,
  • Сырья. 
зачем автоматизировать калькуляцию себестоимости
Калькуляция себестоимости ускоряет получение себестоимости, если делать с умом — то мы узнаем себестоимость быстрее и точнее


Чем калькуляция отличается от себестоимости

Калькуляция — это процесс определения затрат, на производство единицы продукции.

Себестоимость — денежная стоимость различных ресурсов, применяемых для производства единицы продукции. В неё входит: сырьё, энергия, оплата труда и тому подобные статьи, в зависимости от технологических особенностей производства или оказания услуги.

Проще говоря, калькуляция — это процесс поиска себестоимости.  

Виды и методы калькуляций себестоимости

Виды калькуляций различают плановую и фактическую. Плановая, кстати, делится на нормативную и проектную. 

Плановая калькуляция — считаем себестоимость до производства или оказания услуги. То есть предприниматель должен заранее определить, какие будут статьи расходов, и определить их в денежном эквиваленте. Так можно делать на СТО, чтобы клиент знал примерную стоимость ремонта или в транспортно-логистической компании, чтобы собственник понимал стоимость перевозки груза, и мог предложить клиенту такие условия, при которой все будут в выигрыше. 

Нормативная калькуляция используется на тех предприятиях, где есть стандарты и нормы. В частности, строительство, различные сервисные центры. Поэтому СТО выгодно разработать нормочасы ремонта автомобилей. Например, по ним можно рассчитать стоимость ремонта у автомобиля.

Проектная калькуляция используется там, где заказ «нестандартен». Например, если в СТО приезжает модифицированный автомобиль «после прокачки», и стандартные нормочасы не подходят.

Сметная себестоимость — частный случай плановой нормативной калькуляции, кстати, опре­де­ля­ет­ся по ра­зо­вым за­ка­зам и из­де­ли­ям. 

Отчётная калькуляция и она же фактическая себестоимость. Проводится после завершения работ, как следствие, у нас все расходы уже подсчитаны. При автоматизации себестоимости, мы в Интерлогике, внедряем учёт так, чтобы эти расходы записывались контекстно. Подробнее в кейсе «Автоматизация сервисного центра».

Методы калькуляции себестоимости — как именно рассчитывается себестоимость. Существуют методы калькуляции:
  • простой, 
  • нормативный,
  • позаказный,
  • попередельный,
  • попроцессный.
Рассмотрим некоторые из списка.

Позаказный метод — применяется на производствах индивидуальных заказов или мелкосерийных, например: производство типовых дверей, мебели, швейное производство и прочее. Учитывается заказ с индивидуальным номером, кстати, часто используют спецификации. 

На каждый заказ открывают карту, в ней учитывают расходы в денежном виде. Как следствие, это позволяет выделить издержки производства по каждому заказу. 

Попередельный метод — используется на производствах, где сырьё в процессе производства проходит ряд переделов, то есть из сырья появляется полуфабрикат, а потом уже готовое изделие или изделия. Сначала определяют себестоимость всей продукции, а затем отдельной единицы. 

Попроцессный метод — затраты учитываются отдельными стадиями производства или в целом по производственному процессу.

Как проводится калькуляция себестоимости продукции 

Каждая организация самостоятельно определяет методику расчёта себестоимости. В зависимости от особенностей изготовления продукции, использования оборудования будет своя калькуляция себестоимости. Зависит от того, какой вид калькуляции нас интересует: плановый или фактический, или оба сразу. Кроме того, калькуляция себестоимости зависит от того, считаем мы производственную себестоимость или полную. 

Про­из­вод­ствен­ная – сумма про­из­вод­ствен­ных за­трат конкретного отдела или цеха, который участвовал в производстве, а также затраты на управление-администрацию и дополнительные расходы.  

Пол­ная – сумма про­из­вод­ствен­ной се­бе­сто­и­мо­сти и рас­хо­дов на продажу продукции. 

Калькуляционные статьи

Калькуляция себестоимости рассчитывается на «единицу» продукции, например: метр, килограмм, децилитр, тысяча штук и так далее. Калькуляционные статьи зависят от производственных особенностей:
  • сырьё,
  • комплектующие,
  • зарплата,
  • начисления на зарплату,
  • общепроизводственные и общехозяйственные расходы за вычетом возвратных,
  • коммерческие. 

Пример калькуляции себестоимости

У ИП Петров И.В. есть небольшое производство дверей, лестниц, оконных рам из дерева. Например, для калькуляции лестницы ему придётся учесть:
  • Сырьё. Учитываем затраты на лестницу. Скорее всего, удобнее считать на каждую лестницу, но если лестницы типовые, то придётся считать на ступеньку или метр. Считаем не только дерево, но и лак, краску, саморезы и прочие вещи. 
  • Электроэнергия. Считаем её для освещения рабочих поверхностей, работы оборудования, монтажа. 
  • Зарплаты. Определить для каждого сотрудника за заказ, а потом делим на количество лестниц. Сюда же входят доплаты.
  • Ремонт и амортизация.
  • Целевые траты: зарплата руководителя, аренда. Эти расходы делим на лестницы. 
  • Коммерческие траты. Реклама, доставка и прочие расходы, также делим на количество лестниц.
Статья Автоматизация Себестоимость
Made on
Tilda