Внедрение системы лояльности — дело затратное. И чтобы мероприятие не превратилось в благотворительную акцию, нужно все просчитать. В идеале разница между новой выручкой и старой должна окупить все вложения. Чтобы просчитать целесообразность проекта, составляется финансовая модель.
Финмодель — это детальная таблица с экономическими показателями, в которой будет вся цепочка мероприятия: воронка продаж, выручка, расходы, операционная прибыль, кредиты, налоги, амортизация, чистая прибыль, оборотный капитал, денежный поток, собственный капитал и дивиденды собственника. Финмодель — это проект в цифрах.
Будет отдельная статья, где мы составим финмодель. В этот раз поговорим немного о расходах при запуске системы лояльности. Какие они бывают.
- Прямые. Это те расходы, которые непосредственно уменьшают выручку. Скидка 10% сокращает выручку на 10%. Подарок при покупке — сокращает выручку на стоимость подарка.
- Косвенные. Это те расходы, которые идут на запуск системы лояльности: печать бонусных карт и буклетов, оборудование для чтения карт, доработка программ на торговых точках, обучение персонала и разработка новых инструкций. Эти расходы не влияют на выручку.
Кроме этого нужно учитывать, что с вводом системы лояльности процесс продаж станет сложнее. Например, продавец должен будет объяснять покупателю, что у вас теперь есть бонусные карты, которыми выгодно пользоваться. Продавцы станут больше работать, усложнится обслуживание, появятся вопросы — все это нужно заложить в косвенные расходы.
За счет чего вернутся инвестиции
Вся эта экономика должна сложить в формулы положительную суммарную выручку (старая выручка без системы лояльности + новая выручка с участием системы лояльности):
Суммарная выручка = Старая выручка − Прямые расходы на скидки − Косвенные расходы + Выручка от лояльных покупателейФормулу можно еще детализировать. Выручку можно расписать, как произведение среднего чека на количество продаж. А количество продаж получить, умножив количество заявок на процент перехода заявок в продажи (конверсию продаж).
Когда вы посчитаете чистую прибыль, можно будет рассчитать период окупаемости:
Период окупаемости, дн = Суммарные расходы, ₽ / Дельта прибыли, ₽Про финансовую окупаемость будет отдельная статья, где мы составим финмодель. Главное, чтобы вы сейчас поняли, что любой запуск системы лояльности нужно просчитать.