Журнал
нормочасы ремонта автомобиля и алексей баранов

Нормочасы ремонта автомобилей в автосервисе, как они влияют на автоматизацию учёта в сервисном центре

Разбираемся, зачем нужны нормочасы ремонта автомобилей и как они влияют на работу автомастерской.

👋 Привет, это Алексей Баранов. В Интерлогике я отвечаю за стратегию автоматизации. В этом материале затрагиваем самую базу ценообразования услуг в автосервисе, от которого зависят цены, в частности, программу лояльности — нормочасы ремонта.

Нормочасы или нормы времени ремонта — это основа учёта труда мастера на СТО или автомастерской, они похожи на большие таблицы. В них прописывают модель автомобиля, год выпуска, и стандартное время ремонта на какой-то тип ремонта, например, на замену фильтра и масла. На базе нормочасов можно определить множество финансовых показателей СТО, в частности, себестоимость ремонта.
нормочасы для клиентов показывает сколько стоит ремонт
Пример «нормочасов» в шинмонтажке, разбитый по размеру колеса


Что такое и зачем нужны нормочасы ремонта

Нормочасы подсказывает, сколько времени уйдёт на какую-то определённую работу. Собственники сервисных центров могут оперировать этими цифами, чтобы:
  • Планировать рабочее время сотрудников и загруженность мастерской.
  • Определять условия вознаграждения и премирования.
  • Наводить порядок в учёте: финансовом, товарном, бухгалтерском.

Как нормочасы влияют на ценообразование услуг СТО


Стоимость услуг в СТО считают по формуле «Стоимость услуг = нормочас умножить на стоимость рабочего часа прибавить расходы на запасные и расходные материалы».
формула нормочасов


Условно, в автосервис приезжает БМВ, например, за заменой воздушных фильтров. В неавтоматизированном СТО мастер долго бы думал, и озвучил примерную стоимость ремонта. Мастер автоматизированного СТО заглядывает в планшет, вводит название автомобиля и прописывает «замена фильтров». И сразу видит «сколько будет идти ремонт, если уже есть фильтры». Также увидит «есть ли фильтры на складе, а если нет, то сколько ждать». Клиент сразу узнает, сколько идёт ремонт, сколько стоят запчасти.

Нормы времени ремонта. Обычно их составляют изготовители. Но нужно понимать, что эти нормы строятся на «идеальных» машинах, без сорванных болтов-гаек, и они предоставляются авторизованным сервисным центрам.

Небольшой гараж ,обслуживающий 10-40 разнообразных машин в день — также нуждается в нормах времени, чтобы можно было клиенту озвучить стоимость ремонта. Они или сами собирают среднеарифметические данные по ремонту, или пользуются специальными катлогами.

Стоимость рабочего часта определяет руководитель, как следствие, может оперировать не только «длительностью» ремонта, но и применять рыночные механизмы ценообразования. Иногда в ход идёт дифференцированная стоимость рабочего часа, например, в зависимости от типа ремонта:
  • техобслуживание в гарантийный период;
  • ремонт в гарантийный период;
  • обслуживание по истечении гарантийного периода;
  • починка автомобилей непрофильных марок;
  • автомобили сотрудников;
  • шиномонтажные работы и мойка.

Где взять нормочасы ремонта автомобилей

В отличии, например, от строительства, нет единых норм времени ремонта установленных, каким-то министерством. Чтобы получить нормочасы, автосервисы:
  • Сотрудничают с производителями, получая от них каталоги.
  • Приобретают доступ к сервису, где есть такие нормы. Обычно вспоминают «Автодилер».
  • Покупают нормочасы у коллег.
  • Составляют свои нормочасы.

Как рассчитывается нормочасы для СТО

Не все любят нормочасы, так как приходится учитывать множество нюансов, а они не всегда совпадают:
  • Техническое состояние детали, мест крепления и «окружающих узлов».
  • Сложность узла и доступа к нему.
  • Особенности кузова и навесного оборудования (для ремонта некоторых мелких деталей некоторых автомобилей надо снимать весь кузов).
  • Оснащение мастерской (скажем, нет инструментов и подъёмника для кузова, ремонт технически всё ещё возможен, но делать его будут в разы дольше, а значит, и ценник должен быть больше).
  • Доступность комплектующих и запасных деталей.

В каждый отдельный нормочас должен входить:
  • подготовка рабочего места,
  • диагностика автомобиля,
  • подбор инструмента и расходников,
  • сами работы,
  • перерывы — особенно если ремонт долгий,
  • уборка инструмента и рабочего места,
  • «бюрократия», а конкретно учётные операции по записи действий.

Минусы и плюсы нормочасов  

К минусам отнесём:
  • Сложно объяснить клиенту, откуда такие цифры, из-за этого приходится тратить дополнительные усилия, чтобы доказать, что ты не верблюд.
  • Жёсткая привязка к нормам для сотрудника.
  • Трудно вписаться в «чужие» нормочасы, из-за нештатной ситуации или отсутствия нужного инструмента.
  • Должна быть довольно богатая коллекция нормочасов, учитывающая не только модели, но и год выпуска, так как там меняются конструктивные особенности.
К плюсам:
  • Высокая объективность планирования рабочего времени и затрат на ремонт.
  • Чёткая взаимосвязь от усилий на рост заработной платы, а значит, выше мотивация.
  • Легче анализировать эффективность работников и сервисного центра.
  • Появляется основа для внедрения управленческого учёта.

Особенности составления нормативов времени ремонта для легкового и грузового транспорта  

Очевидно, что нормативы ремонта для разных автомобилей — различаются. Так как всевозможные СТО часто профилируются «для грузового» и «для легкового» транспорта, то эта разница особенно заметна на грузовом и легковом транспорте соответственно.
Естественно, при выполнении одинаковых типовых операций для грузового транспорта требуется больше времени. Дополнительно принимаем во внимание сложности при:
  • парковке транспорта, особенно если у него нет собственного хода;
  • приготовлению транспорта к ремонту;
  • подготовке инструментов;
  • разборка и демонтаж.

Когда СТО имеет смысл переходить на работу по нормам времени

В целом, всегда лучше. Даже если вы работаете по нормочасам и видите, что ни один ремонт не попадает в ваши нормочасы и вы всегда то раньше, то меньше времени тратите — это даёт вам основу для управленческих изменений и маркетинговых преобразований.

В любом случае у руководителя СТО с номрочасами больше возможностей для безошибочных управленческих решений:
  • Сократить издержки: быстрее определяется стоимость и скорость ремонта для клиента, значит он быстрее решится на ремонт у вас; повысите квалификацию мастеров, если видите, что ваши мастера сильно медленнее.
  • В разы ускорите и сам учёт, и всевозможный документооборот.
  • Появится надёжная система контроля рабочего времени.
Если вам нужно автоматизировать учёт в СТО, сервисном центре, транспортно-логистической компании — приходите к нам, будем рады!
Статья Автоматизация
Made on
Tilda