Журнал
себестоимость продаж

Себестоимость продаж

Разбираем по косточкам себестоимость продаж: как она участвует в управленческом учёте, зачем нужна и что тут автоматизировать!

👋 Привет! Меня зовут Алексей! Я руковожу Интерлогикой, и мы занимаемся автоматизацией управленческого учёта и бизнес-процессов.

Себестоимость продаж — расходы на продажу продукции. Складывается из производственной себестоимости и расходов на её продажу. Нужна для корректного определения финансового результата.

Я буду долго и нудно рассказывать про себестоимость! Вполне возможно, что за час консультации — вы узнаете больше, чем за дни чтения статей. Просто говорю…

Почему важно выделить себестоимость продаж от остальных

Прежде всего это нужно для корректного определения финрезультата!

Себестоимость — понятие абстрактное, поэтому в управленческом учёте всегда уточняют «какая именно имеется в виду»: производственная, плановая и так далее. Например, в нашем случае, себестоимость продаж зависит от канала сбыта! Мы можем считать себестоимость продаж, через маркетплейсы, через таргетированную рекламу и так далее, а можно считать «в среднем, по всем каналам».

В зависимости от целей анализа меняется и математика подсчёта. Например, через производственную себестоимость мы поймём, сколько денег вообще потратили на создание товара, без учёта условий хранения, логистики и услуг продавцов. Так будет проще оптимизировать производственные расходы. Для определения рентабельности с учётом затрат на отдел продаж и маркетинг, нужна будет другая себестоимость, с другой формулой.

Часто, когда говорят «себестоимость продаж» — имеют в виду полную себестоимость, которая включает в себя все расходы. В целом, это немного опасное мнение. Так как математика иногда различается, что ведёт к проблемам! Ведь через этот показатель составляют отчёт о финрезультатах. Подробнее примеры рассматривать не будем — спросите финдиректора или бухгалатера. Ну, или спросите у нас на консультации!

Себестоимость продаж: как посчитать и формула

Простая, и к сожалению, несуществующая в реальном мире формула выглядит так:
  1. Себестоимость продаж = сумма затрат на производство + расходы на продажу.

Несуществующая она потому, что ни один нормальный бизнес не будет «просто складывать производство и расходы на продажу. Себестоимость производства изменится, если, скажем, производить не три комплекта окон за смену, а четыре комплекта. Да, увеличится стоимость сырья, но стоимость зарплат и расходов на аренду — останется. Да и расходы на продажу принято разделять, в зависимости от канала сбыта! Одно дело продавать самостоятельно и другое, через маркетплейсы.

В целом, применяют такие методы:
  • Позаказный — на каждый отдельный товар, удобно для «уникальных» услуг. То же производство окон редко делает полностью одинаковые окна. Обычно замерщик приезжает на дом и составляет калькуляцию.
  • Директ-костинг — довольно удобен в расчётах.
  • Попроцессный — как видно из названия, разделяют производственный процесс на этапы и считается себестоимость каждого.
  • АВС — похож на попроцессный, но через него можно анализировать структуру расходов.

Пример: пластиковые окна

ООО «Окна в Европу» производит и устанавливает пластиковые окна в Мурманске. За смену на предприятии сделано и продано три стандартных комплекта для ЖК. Для изготовления окон купили сырья на 5000 рублей, ещё 10000 ушло на зарплаты сотрудников.

Для привлечения клиентов используют контекстную рекламу, наружную рекламу и рассылку по почтовым ящикам. Считается, что всего на рекламу потрачено 20 000₽. Как видите, посчитали всё в общем котле.

Стандартный комплект окон продаётся за 10 000₽. Производственная себестоимость — 15000₽, то есть каждый комплект стоит производству — 5000₽, а себестоимость продаж — 35000₽, то есть каждый комплект уже стоит чуть больше 11 тысяч! Как видим, бизнес в минусе — нужно оптимизировать рекламные каналы!

Для начала стоит навести порядок в рекламе! Прекратить считать только в общем котле. Начать разделять клиентов по каналам, и считать себестоимость продаж для каждого канала. Общая себестоимость продаж в отчётах может фигурировать, особенно если у предприятия нет инструментов для того, чтобы чётко определить «лид пришёл по наружке или по почтовой рассылке». Затем посчитать прибыль или убыток по каждому каналу и определиться, где в первую очередь нужно наводить порядок.

В чём заключается автоматизация себестоимости продаж

Предлагаем автоматизировать расчёт себестоимости и выведение этой себестоимости в финансовом отчёте. Это сделает расчёт точным и быстрым, а значит меньше времени будете терять на работу с табличками.
Статья Автоматизация
Made on
Tilda