как доводить дела на удаленке

Как доводить дела на удалёнке, даже если ты работаешь под пальмой

Интерлогика переводит компании на удалённую работу. К нам обращаются, когда нужно перевести инфраструкутуру на удаленку, когда нужно перейти по-пожарному, и когда хотят внедрить культуру удаленной работы. Так чтобы сотрудники умели работать рядом с холодильником и чайником, без потери качества работы и продалбывания задач. Умели доводить дела до конца, без тотального контроля. А всё дело в том, что Интерлогика, практически с самого своего основания поддерживала удалённую работу. Я работаю удалённо с 2012, поэтому мне было интересно сравнить то, как работаю я, и как работает Интерлогика.
Недавно я консультировал клиента, который искал SMM-менеджера и наотрез отказывался брать удалёнщика, объясняя: «С ними невозможно работать, они все продалбывают сроки! Ничего не доделывают до конца».

Курьёз ситуации в том, что я во Вьетнаме, а он в Воркуте. Мы ни разу не виделись, но сделали пару проектов без опозданий и уложились в бюджет. На моё замечание на эту несостыковку, получил: «Ну ты исключение! Ты можешь работать даже у холодильника с ребёнком на коленях так, как офисные сотрудники не работают!»

Дело не в исключении! А в парочке принципов: я работаю на интересном месте, с интересными людьми, здесь неважно какой формат работы я поддерживаю.
автор статьи слюсарев илья с 2012 на удаленке
Илья Слюсарев
Работает на удалёнке с 2012
Отмечу понятия «удалёнка» и «фриланс». В этой статье разницы между ними не будет. Но если вам интересно узнать про управление проектами с удалёнщиками и фрилансерами, напишите нам на privet@cdoc.ru мы с радостью расскажем.

Почему с удалёнщиками так сложно и из-за чего они не доводят задачи до конца

Кажется, что основной страх работы с удалёнщиком — они не следят за коммуникацией. Вы сначала договорились, а он потом пропал с радаров. Человек далеко, и нам не видно, он действительно что-то делает, или занимается какой-то ерундой?

Кажется, что все удаленщики не контролируют сроки, скрывают прогресс работы, срывают сроки, тормозят с ответами, пропадают с авансом, работают в темную, неадекватно реагируют на правки.

Сотрудники, которые сидят в офисе, кажется лишены этих недостатков!

Но с таким же успехом все эти проблемы есть и офисных сотрудников. Это самообман, рассчитывать, что сотрудник находясь в офисе работает эффективнее, чем дома у холодильника, если бы это было так, не придумали бы унитаз со скошенной сидушкой.
На что только не идут люди, лишь бы сотрудники доводили дела до конца
Британская разработка должна заставить сотрудников меньше прокрастинировать в туалетах
Сотрудники работают не потому, что «работа», «корпоративная культура» или «человеко-часы», а потому что «можно было поработать и в это время поработали». Если человек хочет работать — его ничто не остановит.

Мне нравится идеи, которые сформулировал Артём Горбунов в «Ресурсе». Я бы сказал, что ключевые мысли такие:
  • Всегда важен результат, а не человеко-часы и старание потраченное на работу. Никому не интересно «я ж старался», или «но я 52 часа потратил на разработку!», если проект провалили.
  • Если человек не хочет работать, ни одна система в мире, ни один кнут с пряником, никакая физическая близость и строгие глаза начальника не заставят человека работать.
  • Ответственный за свою жизнь и свою работу человек, достигнет результата, даже если «всё на свете» будет против этого.
  • Ответственный человек, умеет слушать себя, а значит сам выработает систему и условия, при которых ему комфортно работать, они могут быть не похожими на чьи-то чужие, они могут быть полностью бюрократизированными, но они будут его собственными.
Если человек хочет работать — его ничто не остановит.
Вам нужна помощь с переводом офиса на удаленку? Обращайтесь к нам!

Что нужно делать удалёнщику, чтобы не продалбывать сроки

Я с самого детства знал, что буду работать дома и за компьютером, тогда в моей деревне никто не знал слова фриланс или удалёнка, поэтому особенно никто не верил, что это возможно. Поэтому я учился наблюдать за собой, в каких условиях я более эффективен, как мне удобнее настроиться, как доводить дела до конца.

С 2012 года я работаю удалённо и ни разу не пожалел об этом. Мне часто говорят, что работать со мной — приятно. Среди своих друзей-удалёнщиков я часто вижу, что им тоже говорят подобное.

Я уверен, что «секрет» в том, что мы любим свою работу и ответственны. Эти черты объединяют всех удаленщиков и офисных сотрудников, которые не продалбывают сроки.

Про любовь. Любовь к работе. Зачем работать на нелюбимой работе, когда можно работать на любимой? Представьте, вы пришли в кафе, вам приносят блюда и там много-много блюд, которые можно попробовать. Какие-то вы знаете, какие-то нет. Вы можете поступить как угодно: взять известное, взять неизвестное, попробовать несколько по чуть-чуть, взять что-то одно и все равно доесть, даже если невкусное. Но все съесть не получится, наши возможности ограничены.

Про ответственность. Обычно, когда кто-то говорит: «этот сотрудник ответственный», подразумевают, что человек «отвечает за слова». Многие приравнивают ответственность к взрослому и здоровому человеку. Мне кажется, что ответственность не связана с умением выполнять обещания или жизненным опытом, зато неотделима от «проактивности» и «осознанности».
как воспитать ответственного сотрудника
Как выглядит ответственность
Человек, которые понял, что вся его жизнь — это результат только его действий и бездействий, он может действовать так, как хочет на самом деле, а не так как от него ожидают другие. Такой человек больше похож на ответственного.


Я не знаю, как воспитать в ком-то ответственность или как кого-то подтолкнуть к этому. Но могу рассказать, какие вещи помогли мне стать ответственнее.

  • Право на «нет» или можно отказаться. Когда я только начинал работать, каждый сделанный проект означал, что у меня будет на обед бутерброд с колбасой, при этом возможностей начать проект было немного, я ж неопытный, неизвестный. Поэтому я думал, что нужно непременно соглашаться на всю работу, которую мне предлагают. В результате я не спал ночами, потому что брал слишком много проектов за раз, не всегда выходил на связь, потому что не успел сделать вовремя и мне было стыдно. Тогда я понял, что делал себе только только хуже и научился говорить «нет» заведомо неинтересной работе, сумасшедшим людям и непрофильным задачам.

  • Можно отказаться в любой момент. Даже если я согласился, у меня, всё равно есть право отказаться. Жизнь изменчива (про это Алексей очень хорошо рассказал в правилах успешного проекта), в любой момент может случиться что-то, из за чего проект сильно изменился — если меняются условия, очевидно, что некоторые условия будут для меня неинтересными, в такие моменты можно отказаться.

  • Не быть мудаком — неверное понимание первых двух пунктов может сделать из меня мудака, который неадекватно реагирует на просьбу сделать работу лучше, не умеет вести рабочие коммуникации и прочие вещи. На самом деле «право на „нет"» — это про самоуважение. Но нельзя уважать себя, не научившись уважать и других. Клиент приходит ко мне, чтобы решить какую-то задачу, решение задач — это работа. Если при каждой сложности и неприятной ситуации я буду «психовать», говорить «нет», «кидать в бан клиента» — у меня не будет клиентов. Подобное понимание сильно отрезвляет.

  • Произошло говно — говори. Этот пункт про переговоры. О том, что о всех «новостях» проекта, лучше сообщать громко, так чтобы услышали и отреагировали. Если я согласился на проект, начала работать и понял, что ошибся — сообщи об этом, нужно договориться о смещении дедлайна, даже если я сделал всю работу в два раза быстрее. Если мне нужны фотографии, я ожидаю что их принесет фотограф, не нужно ждать до дедлайна, чтобы сообщить «фотограф не принес» — нужно поговорить с фотографом и узнать точно, когда будут фотки.


  • Сначала сделай на тройку. Это продолжение пятого пункта и самый спорный пункт. Но если помнить об этом, то можно избавиться от прокрастинации. Любой проект сделанный на тройку — работает. Проекты сделанные на 4 и 5 — тоже работают, они исключительны и нравятся гораздо большему числу людей. Но усилия потраченные на 4 и 5, часто бывают несоизмеримы с усилиями потраченные на тройку. Сначала нужно сделать так, чтобы работало хорошо, а после можно допилить на 4 и 5. Я так готовился к экзаменам, выучил все билеты на 3, а потом доучивал до 5. В результате за пять лет учебы у меня не было ни одной пересдачи и бессоной ночи из-за учебы и бесполезного диплома.

Что нужно делать, чтобы найти или воспитать удалёнщика, который не будет пропадать и тянуть с дедлайнами

Строго говоря — ничего. Нет единого рецепта, как воспитать ответственность или найти ответственного, который никогда в жизни не будет тянуть со сроками, всегда будет на связи и прочее.

Но у меня есть несколько лайфхаков, которые могут упростить и поиск и воспитание.

Мини-проекты. Перед тем как начинать с кем-то делать серьёзную работу или проект, протестируйте мини-проект, что-то очень маленькое, дешёвое и не «горячее». Специалисты даже к маленьким задачам подходят ответственно, и делают их с таким же вниманием, как и большие. С помощью мини-проектов удаётся отсечь большую часть неадекватов. Прежде чем начать работу с удалёнщиком, протестируйте мини-проект, хоть позовите его на консультацию и наблюдайте.


Дедлайны. Священность дедлайнов — очевидна. Новый Год наступит независимо от готовности оливьешек в наших тазиках и наличия наряженной ёлки в квартире. Если вы договорились о дедлайнах — естественно прикладывать все усилия, чтобы успеть к дедлайну. Поставьте дедлайн в мини-проектах удалёнщику и наблюдайте, как он их соблюдает.

Промежуточные дедлайны. Дедлайны священны, но жизнь изменчива. Каждый день происходят тысячи событий, которые могут повлиять на понимание результатов проекта или на процесс выполнения проекта. Поменялись законы и какая-то разработка оказалась ненужной, упал кирпич на голову эксперта, вдобавок о некоторых событиях узнаешь не сразу. Чтобы смягчить воздействие этих рисков — полезно ставить внутренние или промежуточные дедлайны. К такому-то сроку будет готово «вот это» и «вот это можно посмотреть», а вот такого-то числа мы с вами созваниваемся, чтобы проверить действительно ли всё идёт по плану. Когда устанавливаете дедлайны проекта, если это возможно, договоритесь о промежуточных дедлайнах. Если сам проект занимает несколько часов, промежуточные дедлайны — усложнение.

Пасхалки. Этот приём помогает отсеивать невнимательных сотрудников на этапе поиска. Когда формируете текст вакансии, добавьте в середину вакансии, в середину какого-то предложения, незаметную, но важную деталь, в духе «напишите в теле письма-отклика „дезайн", вместо маленькой й, поставьте i», такие пасхалки не всегда нужны, не гарантируют, что человек нашедший пасхалку и выполнивший её — адекватен, но помогают фильтровать поток кандидатов. Когда я ищу кого-то, то делаю несколько таких пасхалок: «прошу написать только в телеграм», «прошу написать на почту, что созвон в силе», «прошу упаковать тестовую работу в зип-архив и прислать его» и прочее. Если соискатель игнорирует все пасхалки, это может многое сказать о человеке.

Поставьте цель и следите как человек разговаривает о своей работе. Я думаю каждый видел влюбленного в своё дело человека. Они могут рассказывать о своей работе часами, рассказывают байки, выдают наблюдения, готовы объяснять тонкости и нюансы и практически никогда не относятся к озвученной задаче с «ой, ну тут всё понятно». Обычно они задают несколько уточняющих вопросов, которые помогают им точнее разобраться в ситуации и проверить цель, которую озвучивает клиент. Люди, которые любят свою работу, не любят делать её зря, поэтому они помогают поставить цель.

Запомнить из статьи «как удаленщику доводить дела до конца»

Попробую подытожить «как удалёнщики» доделывают дела.

Формат работы (удалёнка, офис) не гарантирует, что проект будет выполнен точно в срок. Следование правилам успешного проекта увеличивает шансы выполнить проекты вовремя.

Если удалёнщик ответственный и любит свою работу, будет трудно не доделать проект до конца, в срок и с сохранением бюджета.

Ответственность — абстрактное свойство. По тому как человек себя ведет, как относится к другим людям, как ставит общение с собой. Как рассказывает о своей работе и как ставит цель — можно сделать выводы.
Автор статьи: Слюсарев Илья
Маркетолог Интерлогики. Если у вас есть вопросы по этой статье, или про что-то другое, то вы можете задать их в форме, которая будет ниже. Можно оставить заявку на консультацию. Вопросы также можно задать по телефону +7 (495) 764 83 81 или написав в телеграм @Interlogik 

Опубликовано: 26 декабря 2019, обновлено 30 мая 2021