Журнал
корпоративный крокодил

Игра «Рисованый крокодил» для создания самоорганизующих команд


Открываю серию статей «организационный дизайн и создание самоорганизующихся команд»! Расскажу об игре «рисованный крокодил», которую мы в Интерлогике проводим, чтобы учиться ответственности.


Алексей Баранов придумал игру-симулятор рабочих процессов в командах. Она идеально подходит тем компаниями, где собственники и менеджеры задолбались руководить и им хотелось бы, чтобы сотрудники были более самостоятельны.


У меня есть друг Даниил. У него небольшая веб-студия и вместе с командой он делает сайты. Недавно он жаловался: «сотрудники не инициативны», «каждого нужно пинать», «вот бы найти сразу умных и хороших!».

Апофеоз ситуации. Сотрудники, на вопрос «почему не сделана задача Х», ссылаются на коллег «а вот он мне не прислал исходники», и если разбираться до конца, то всегда виноват или сам Даниил, который не подписал документ или клиент, который не позвонил.


Если Даниил запустит регулярные игры в рисованный крокодил внутри своей команды, то его сотрудники сами будут требовать исходники, дозваниваться клиентам и приходить к Даниилу за подписью.




Как играть в «Рисовальный крокодил»
  1. Нужен ведущий игры, который будет следить за тем, как проходит игра, как взаимодействуют люди. Лучше, если это будет опытный коуч или фасилитатор.
  2. Геймплей игры вертится вокруг задания: «Менеджер получает от ведущего игры "Заказчика" — задание „с помощью исполнителей нарисовать то изображение, которое он передаст“. Менеджер должен словами или жестами объяснить, что именно нужно нарисовать.
  3. Игра проходит в два спринта. При необходимости команда принимает решение продлить игру ещё на один спринт. Между спринтами обсуждение, в которой обсуждают процессы «что и как происходит».
  4. Ведущий игры готовится заранее и подбирает простенькую картинку. Мы выбираем картинку из какой-нибудь детской раскраски, чтобы было проще.
пример картинки для рисованого крокодила
Перед началом игры ведущий объясняет правила и делит собравшуюся команду на роли. Менеджеры и Исполнители.

Правила. Представьте, что я объясняю правила вам: «Я передаю картинку менеджеру, который должен с помощью слов и жестов объяснить, что именно вам нужно нарисовать. Менеджер не может показать свою картинку. Также он не видит что именно вы рисуете. Игра длится в два спринта. После каждого обсуждаем процессы, как взаимодействовали. После второго презентуете результаты работы. 10 минут на спринт хватит?»


Обратите внимание, ведущий выполняет роль Заказчика и предлагает участникам самостоятельно выбрать сроки спринтов, обычно хватает 10 минут на спринт, но если картинка слишком сложная, можно увеличить.



Каждый участник проекта должен побыть в роли менеджера и исполнителя. Только на собственном опыте можно понять, насколько сложно и важно правильно говорить и заинтересованно слушать.
© Алексей Баранов

На первый взгляд кажется, что главное в игре — точно повторить исходное изображение.
Реальность против ожидания в рисованом крокодиле

На самом деле самое ценное в игре — обсуждение процессов. Обсуждение между спринтами, рефлексия по всей игре в формате «один говорит что угодно, другие слушают и не перебивают».Опытный ведущий игры может «поймать» моменты, которые мешают в реальной жизни работать «по уму», самостоятельно и доводить дела до конца.

Особенности рисованого крокодила

Время. Обычно игра длится час-полтора. Больше всего времени «отжирает» обсуждение процессов и рефлексия.Вроде все знают, что для успешной работы нужно следить за дедлайнами. В игре есть дедлайны «конец первого спринта», «конец двух спринтов и презентация». Но даже опытная команда, продалбывает эту сферу и не следит за временем. После того как ведущий жестко останавливает рисование и объявляет конец спринта, обычно определяет ответственного за время, который будет ускорять процесс.

Я играл в разные игры, в разных команда. Да и сам проводил игры. Я почти не знаю ситуаций, когда никто не косячил с ответственным за временем. Всегда и все продалбывают этот вопрос. Так что игра «бьёт» по больному и тренирует в обычной работе следить за временем, чтобы не расходовать ресурсы зря.
© Илья С.

Обучение. Интересно то, как участники осознают свои ошибки в игре и потом сравнивают их со своей работой. Когда команда понимает как можно решить какую-то проблемы в игре, то и в реальной жизни получается найти подходящее решение.
Все эти инсайты возникают во время обсуждения игры и рефлексии. Во время обсуждения процессов нельзя обсуждать сам рисунок, рисование. Можно и нужно обсуждать процессы, как улучшить взаимодействие между людьми, что сейчас нам не хватает, для того чтобы получить результат.

Во время одной из игр, роль «менеджера» досталась участнику, который до этого был «тихим исполнителем», не вовлечённым в работу команды. Во время первого этапа игры было видно, отчаяние и готовность сдаться «ну не шмогла я, не шмогла нарисовать ботинки». Во время обсуждения, благодаря воле и поддержке команды, бросить не разрешили. Вся команда поработала и выполнила рисунок. Такой момент в игре хорошо показал, как важно следить за эмоциональным состоянием участников и по возможности поддерживать их.
© Илья С.


Коуч. Самое ценное в игре — обратная связь, чтобы дать качественную обратную связь, нужен коуч, или человек выполняющий его роль. У этого человека должен быть достаточный опыт менеджмента, управления проектами, понимание психологии, для того чтобы уловить проблемы в коллективе и суметь мягко обратить внимание участников на них.


Если захотите провести подобную игру или вам нужен коуч, обращайтесь к Алексею, мы будем только рады, если сможем помочь.
Статья Автоматизация учёта в сфере услуг