Журнал

Автоматизация бизнес-процессов розничной торговли

Автоматизируем бизнес-процессы в розничной торговле: из чего состоят, как их оптимизировать, зачем.

👋 Привет, это Алексей Баранов! C 2003 мы в Интерлогике занимаемся автоматизацией управленческого учёта малого и среднего бизнеса. А ещё я провожу консультации, иногда пишу статьи, в которых отвечаю вопросы читателей, вы, кстати, тоже можете задать вопрос в форме, которая в низу страницы, ну илиnbsp;+7 (495) 764 83 81 , или через телеграм @Interlogik

Разница между оптовой и розничной торговлей

На самом деле бизнес-процессы розничной торговли и оптовой схожи, между ними нет особой разницы!

Под розницей имеют в виду продажи небольшим объёмом для конечного использования. Документооборот с покупателями максимально упрощён. Количество сделок в день достаточно высокое.

В оптовой торговле важно правильно оформлять документы, продавец и покупатель не могут оформить сделку, если не знают расчётный счёт банка, например. Отличается и цель продажи, в оптовой торговле товар приобретается для перепродажи или использования в производстве.

Поводя итоги, разница в бизнес-процессах следующая:
  1. Нюансы учёта, документооборота, налогообложения и соответствия законодательству.
  2. Маркетинг, так как есть нюансы по мотивации потребителей.

Нюансы автоматизации бизнес-процессов в розничной торговле

Если говорить об автоматизации, нужно обратить на следующие моменты:
  • Денежные потоки.
  • Товарооборот.
  • Документы.
  • Сотрудники и отношения между контрагентами.

Товарооборот

Для продажи какого-то товара — он должен быть на складе предприятия или у контрагентов, если учтён такое бизнес-процесс. Отсюда он должен поступить в торговую точку или в пункт выдачи. Процесс примерно такой:
  1. Входящие потоки: товар и покупатель.
  2. Документы: соответствие законам и нормативам.
  3. Исполнители: сотрудники (кассир, курьер, менеджер и т.д.) товароучётка, инфраструктура (от сканера и принтера чеков до сервера).
  4. Исходящие потоки: проданный товар и покупатель.
Данные со всего процесса должны объединяться и поступать в информационную систему, для дальнейшей обработки.

Бизнес-процесс

Бизнес-процесс продажи устроен примерно так: получение товара на склад → сохранение товара в целости → доставка товара → передача товара.

Получение товара. Товар прибывает на склад, а кладовщик его принимает. На автоматизированном складе кладовщику достаточно выборочно проверить позиции и «пропикать сканером», а затем следовать инструкциям, которые выскочили на его терминале. На складе без автоматизации всё дольше: проверить весь товар и документы, подписать, придумать, куда положить товар, записать в товароучётку.

Сохранение товара. В целом, тут мало что можно прокомментировать: мы должны понимать, когда у товара заканчивается срок хранения, при каких условиях его хранить, где именно хранить (чтобы не искать полдня) и так далее. Эти вопросы обычно решаются во время автоматизации склада.

Доставка товара. Доставкой считается даже ситуация, когда продавец уходит в подсобку, чтобы взять товар, который просит покупатель, стоя у кассы. Но иногда подключаются логистические нюансы доставки, это особенно характерно для интернет-торговли.

Передача товара. Товар переходит из собственности магазина в собственность покупателю. Здесь есть оплата, выдача чека, гарантийные талоны и иногда другие операции, вроде предложения «подключитесь к партнёрской программе».

Документы

Шаги бизнес-процесса розничной торговли фиксируются разными документами:
  1. Приём товара на склад → Накладная.
  2. Хранение → Инвентаризация. Списание брака. Недостачи. Оприходывание излишек.
  3. Доставка → Сопроводительные документы.
  4. Передача товара → чек.

Автоматизация бизнес-процессов розничной торговли

Автоматизация сама по себе не нужна! Несмотря на её преимущества, вроде повышения скорости и качества работы. Но когда предприятие растёт или находится в кризисе, автоматизация может помочь, ведь она решает задачи:
  1. Создать необходимые документы в разы быстрее и без ошибок.
  2. Соответствовать законодательству. Защитить покупателей из-за ошибок или намеренного обмана.
  3. Снизить ошибки, например, в маршрутных листах.
  4. Обеспечить точную аналитику. Продавец знает товарные остатки, не попадает на отрицательные остатки, нет ошибок и возвратов.


👉 Хотите автоматизировать магазин розничной торговли? Начните этот процесс с нашей консультации по автоматизации, можно позвонить по телефонуnbsp;+7 (495) 764 83 81 или через телеграм @Interlogik




Эти ссылки мы отобрали вручную, для дополнительного чтения:
Автоматизация розничной торговли
Что нужно знать про автоматизацию склада
Ошибки при автоматизации склада
Почему программа лояльности не работает
Поговорим о программе лояльности магазина
Запишитесь на курс «Финансовые и торговые отчёты»
— Консультации по автоматизации управленческого учёта 
2022-05-18 12:00 Статья Автоматизация учёта и бизнес-процессов Автоматизация учёта в розничной торговле