• 18 Декабря 2017

Ведем учет затрат: как посчитать рентабельность каждой торговой точки сети?

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Традиционной задачей управленческого учета является калькулирование себестоимости, и, соответственно, учёт затрат. 

А одним из ключевых процессов - определение точки безубыточности.



Работал я с коллегами над учетом небольшой специфической торговой сети. Ее владелец, Игорь Петрович, рассказывает, что у него на предприятии есть направление (интернет-магазин), которое снабжает заказами на продажу товара оффлайн торговые точки.  

Само интернет направление ничего не продает - оно всего лишь является дополнительным каналом продаж для оффлайновых магазинов. Но затраты на него учитываются, а это:

  • ежеквартальная рекламная кампания федерального уровня,

  • зарплата менеджерам по обработке интернет заказа,

  • техническая поддержка работы сайта.

За квартал таких затрат может набегать порядка 300 тыс. рублей. По окончанию каждого отчетного периода Игорь Петрович смотрит отчет о прибылях и убытках по предприятию в разрезе офиса и магазинов, чтобы понять какие магазины поработали “хорошо”, а какие “плохо”.

Ниже приведен отчет о прибылях и убытках по статьям доходов и расходов в упрощенном виде .

Таким образом можно посчитать прибыль по предприятию как сумму всех прибылей и убытков. Она составит 308400 рублей.

Но как понять какой магазины работает в плюс, а какой в минус? 

Как посчитать маржинальность магазина? Игорь Петрович очень обеспокоен этим вопросами! Так как в ответах заключаются параметры, необходимые для принятия решения по открытию новых магазинов, постановки для них плановых показателей продаж и стабильного роста предприятия в целом.


Текущая модель учета затрат подразделяется на прямые и косвенные, как принято на многих российских предприятиях.


Прямые - затраты, которые непосредственно связаны с изготовлением (продажей) отдельного вида продукции. 

Косвенные - затраты, которые связаны с производством(продажей) нескольких видов продукции, а иногда всех видов продукции.


В отчете все косвенные затраты соотнесены на офис. Если взять все косвенные затраты и разделить их поровну на каждый магазин, то получится, что какие-то магазины работают в “минус”, и их, по логике, необходимо закрывать.

Если каждый раз вносить такие расходы согласно каким-либо постоянным процентным соотношениям, то это тоже может исказить реальность, когда один магазин “вырастает” и процентное соотношение на него необходимо пересчитывать.

Для начала решения этой задачи мы приняли с Игорем Петровичем соглашение о том, что Маржинальность торговой точки  =  Выручка от реализации товаров по торговой точки  - прямые затраты по торговой точке - часть косвенных затрат затраты по торговой точке, но распределенные по нормативной базе.

Затем определили группу косвенных затрат, которые будем распределять на финансовый результат деятельности магазинов. Этими затратами будут “З\п менеджеров интернет магазина” и “Федеральная рекламная кампания” (интернет-магазина).

Для учета затрат на з\п менеджеров по заказам интернет-магазина владелец решил использовать не ставочный метод за месяц, а позаказный. При этом, для менеджера это было выгоднее, так как Игорь Петрович установил стоимость вознаграждения за завершенный заказ из интернет-магазина выше, чем при ставочном методе вознаграждения в расчете на общее количество заказов завершенных и незавершенных менеджером. Таким образом он дополнительно простимулировал менеджеров по интернет-магазину качественнее относится к обработке заказа - своевременный дозвон до клиента, консультирование по продукции и совершению допродажи.

Отчет по прибылям и убыткам магазина стал выглядеть следующим образом. (Выделены новые статьи)

Для учета статьи затрат “Федеральная рекламная кампания” мы выработали такое решение: так как федеральная рекламная кампания интернет-магазина повышает продажи непосредственно самого магазина (продажа товара осуществляется из его товарных запасов), то логично использовать в качестве базы распределения этой статьи процентное соотношение суммы завершенных интернет-заказов, обслуженных этим магазином, ко всем завершенным интернет-заказам торговой сети.

В отчете по прибылям и убыткам у магазина появилась новая статья затрат.

Мы с командой разработали несколько видов  распределения косвенных расходов на финансовый результат магазинов и инструкцию учета некоторых затрат для административного персонала.

По итогу, Игорь Петрович остался доволен! 

  • Теперь он может посчитать эффективность проведения рекламной кампании интернет-магазина, путем соотношения затрат на нее и получаемой выручки;

  • Он простимулировал менеджеров интернет-магазина на более качественную работу (на завершенность заказа);

  • Определил план продаж для существующих магазинов, при котором магазин может находится в точке безубыточности, и план продаж, к которому необходимо стремиться;

  • И определил основные параметры финансовой модели и их значения для открытия нового магазина и период выхода в точку безубыточности. 

Автор: Анатолий Никулин

Читайте больше полезных материалов:

Вконтакте или Facebook

a.baranov@cdoc.ru

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку