сколько платить за IT

Сколько платить за IT?

В каждом проекте автоматизиации есть информационные технологии. В бюджетах этот раздел занимает существенную долю, поэтому и вопрос «Сколько платить за ИТ» — весьма важен для нас. Разберемся.
С самого начала у меня была компания, которая помогала настраивать компьютеры для компаний. Со временем к нам стали приходить и просили ставить программы для управленческого учета. Мы поняли, что людям нужны специалисты по автоматизации управленческого учёта и бизнес-процессов. Так появилась Интерлогика.

Теперь компьютеры это лишь часть нашей работы. А в проектах автоматизации периодически появляется пункты расходов на программы и оборудование, потому возникает вопрос «а сколько платить за ИТ»

Развитие цифровых технологий усложняет наш выбор: если раньше под каждую задачу существовало одно конкретное решение, то теперь появилось множество программ, устройств и сервисов.
алексей баранов сколько платить за ит
Помог автоматизировать больше 150 бизнесов

Как найти то, что будет оптимальным для вашего бизнеса

Распространенный ранее подход — получить пару предложений и выбрать самое дешевое — уже не работает.

Во-первых, таких предложений становится все больше, а во-вторых, учитывая растущую популярность сервисов (когда вы не покупаете программу, а «арендуете» определенный функционал), все большее значение начинает иметь стоимость владения.

Простой пример:
Вы купили автомобиль, новый или б.у. — не важно. Заплатили за него какую-то сумму, оформили все документы. «Внедрение» завершено, можно эксплуатировать. А теперь посмотрим на стоимость владения:

1. Эксплуатационные расходы
  • Автомобилю нужен бензин, жидкость в омыватель.
  • Еще придется платить налоги на автотранспорт, периодически нужно проводить техобслуживание: менять масло, фильтры, свечи, шины.
  • Проходить раз в год техосмотр, ну, как минимум, платить за прохождение техосмотра.

Это ваши прямые расходы. Их, при необходимости, достаточно точно можно посчитать.

2. Самое интересное — непрямые издержки:
  • Может автомобиль сломаться? Легко! Причем как сам по себе, так и от неправильной эксплуатации. Чинить его будете вы, тратя свои нервы, деньги, время.
  • Вы можете случайно или умышленно нарушить ПДД — придется заплатить штраф.
  • Можно попасть в ДТП, нанеся вред своему и чужому имуществу или даже здоровью.
  • Наконец, автомобиль банально могут угнать.

А еще есть то, что обычно называют упущенной выгодой. Например, когда из-за описанных выше неприятностей, Вы опоздали на важную деловую встречу, произвели плохое впечатление, сорвался важный контракт.
про незапланированные расходы или сколько платить за ит
Незапланированные расходы могут запросто превысить первоначальную стоимость автомобиля.
Представьте себе, что автомобиль — это ваша ИТ-инфраструктура: покупка автомобиля — это стоимость внедрения, эксплуатационные расходы — это плата за аренду сервисов и работу ИТ-отдела.

А вот с непрямыми издержками все сложнее. На автомобиль есть гарантия, Вы можете оформить страховку на случай ДТП или угона. Ничего подобного в сфере ИТ нет! Гарантия будет даваться лишь на отдельные компоненты: умер жесткий диск — производитель выдаст новый. У вас из-за этого пропали все данные? Производитель вам «искренне сочувствует». Не работает интернет? Провайдер все поправит в течении 3 дней, как прописано в договоре. У Вас магазин простаивает? Пункт договора №…: «провайдер не несет ответственность за упущенную выгоду».

Становится понятно, что любой проект необходимо анализировать в перспективе, а из-за этого становится менее прозрачно «сколько платить за ИТ».

Как анализировать ИТ-проекты, чтобы понять сколько платить за ИТ

Для начала проанализируйте предлагаемый проект на соответствие вашим целям и возможностям. Для этого нужно четко ответить на ряд вопросов (подробнее про них можно узнать в правилах успешной автоматизации):

  1. С какой целью вы хотите провести внедрение, чего вы ждете от проекта?
  2. Можно ли реализовать ваши бизнес-процессы в выбранном проекте? Если нет, то готовы ли вы от чего-то отказаться, каковы будут последствия такого отказа, можно ли в проекте что-то модифицировать?
  3. Каковы ваши стратегические планы, соответствует ли им выбранный проект?
  4. Как предлагаемое решение интегрируется с имеющейся информационной системой?
  5. Как будет проходить обучение сотрудников?
  6. Как работает служба поддержки, как она будет взаимодействовать с вашим IT-отделом, каковы предоставляемые гарантии?
  7. Можно ли запустить проект на имеющемся оборудовании, если нет, то что нужно поменять?

Если вернуться к аналогии с автомобилем, то вы должны четко понимать, зачем вам вообще нужен автомобиль (хотите поработать в такси, ездить на рыбалку, возить семью на дачу, похвастаться перед друзьями). А будет ли он устраивать вас в будущем? Может не стоит покупать низкий спортивный автомобиль, если в ближайшее полгода вы переедете в загородный дом, а там «нет дорог, одни направления»? Где вы будете его хранить, где ремонтировать?

Теперь посчитаем стоимость внедрения

В бюджетах внедрения будет…
— Стоимость программ;
— Стоимость аппаратных средств;
— Стоимость доработки и интеграции с вашей имеющейся информационной системой;
— Стоимость обучения персонала.

Эксплуатационные расходы:
— Стоимость аренды сервисов и каналов связи;
— Стоимость технической поддержки;
— Стоимость планируемых доработок.

Непрямые издержки:
Подобный анализ придется выполнять по косвенным признакам. Тем не менее, при правильном подходе эти расходы можно будет определить в достаточной мере.

Оцените поставщика услуги

Как долго он существует на рынке? Есть ли отзывы о его работе? Какие гарантии на программы, сервисы, оборудование предоставляются?

В нашей работе был случай, когда компания внедрила дорогостоящую систему контроля за автотранспортом. Через год поставщик услуги прекратил свое существования: технической поддержки нет, инструкций нет, обновлений и исправлений ошибок нет, возможности подключать к системе новые автомобили нет. Помучавшись еще год, компания вынуждена была внедрять всю систему заново.

Оцените качество технической поддержки

Например, если время реакции на вашу заявку будет составлять до 5 рабочих дней, а речь идет о единственной кассе в магазине с большой проходимостью, то можно понять, что финансовые потери могут быть очень велики.

Далее переходим к частностям:
  • Если решение предоставляется в виде сервиса, можно ли без потерь сменить поставщика услуги, если это решение полностью передается вам в собственность, сможете ли вы найти специалистов, способных его поддерживать.
  • Только получив исчерпывающую информацию можно приступать к сравнению проектов и выбору оптимального.

Кто должен считать, сколько платить за ИТ в любых проектах

Недавно мне довелось услышать: «Зачем кого-то нанимать для анализа предложений? Пусть нам сделают несколько КП, опишут свои решения, а мы выберем лучшее».

Но КП — не аналитика!
В таких документах каждая компания стремится подчеркнуть свои сильные стороны и не афиширует слабые. Вот вы видели предложения: «Доставим любой груз. Наши сильные стороны — работа по всей территории РФ, низкие цены. Наши слабости — часто срываем сроки поставки».? Я — нет.

Поручать подобную задачу своему системному администратору тоже не самый лучший вариант. Во-первых, у него может просто не оказаться нужных компетенций: он ведь технарь и мыслить будет терминами — «железо», «софт», «производительность» и т.д. Бизнес-процессы, стратегические планы, экономический эффект – могут быть для него тайной за семью печатями. Кроме того, есть опасность, что такой специалист может поставить свои интересы выше интересов компании: выбирается не оптимальное, а самое простое или самое интересное с точки зрения администрирования решение.
мем из сериала комьютерщики или сколько платить за ит
Незапланированные расходы могут запросто превысить первоначальную стоимость автомобиля.
Помните, что специалисты, которые проводят подобный анализ должны быть максимально объективны и действовать в интересах вашей компании. Чаще всего эти критерии выполняет свой IT отдел, либо сторонняя организация, вы можете обратиться к нашим специалистам из технического отдела, они с радостью помогут!
Автор статьи: Алексей Баранов 
Основатель Интерлогики, стратег автоматизации. Если у вас есть вопросы по этой статье, или про что-то другое, то вы можете задать их в форме, которая будет ниже. Можно оставить заявку на консультацию. Вопросы также можно задать по телефону +7 (495) 764 83 81 или написав в телеграм @Interlogik 

Опубликовано: 18 Декабря 2017, обновлено 28 июля 2021
Для обложки использовались иллюстрации Thomas Wallace с сайта flickr.com/photos/britishlibrary
Поделитесь этой статьёй с друзьями